Одно из самых приятных воспоминаний детства для меня – это игры в футбольный менеджер, невероятно прогрессивный для своего времени, начала 90-х. Имя ему – Multiplayer soccer manager. Речь идёт о программе для ZX Spectrum.

Multiplayer soccer manager

Возможности

Выражение “мульти плэйер” означало, что игра включала возможность соревнования нескольких человек. И это был огромный её козырь, ведь в случае, когда игрок сможет, наконец, разобраться во всех хитростях программы (это было не мудрено в те времена), всегда оставалась возможность для того, чтобы игра не переставала быть интересной. Вот это было по-настоящему прогрессивно!

Что представляла собой игра, и как она протекала? Сначала нужно было выбрать количество игроков — от 1-го до 4-х! Затем каждый из них получал по команде четвертого английского дивизиона. Условия были не совсем одинаковые. Могла попасться как достаточно крепкая команда, так и слабенькая. Точно помню, что мы с братом мечтали получить «Peterboro» и «Gilligham». Хотя в любом случае, был элемент случайности: игроки могли быть чуть сильнее и чуть слабее, однако в определённых пределах. В каждом из четырёх дивизонов было по 16 команд. «Halifax», «York City» — эти команды были послабее.

Какую возможность давала эта программа? Она позволяла продавать и покупать игроков, однако при этом их должно было оставаться не меньше 13 (основа плюс два запасных) и не больше 16. Возможно было тренировать игроков — соответственно тем позициям, которые они имели. От грамотного процесса тренировки зависело, насколько может вырасти игрок. Соответственно уровню футболиста (от 1.1 до 9.9), определялась его цена.

Само собой, у игроков имелась возможность покупать тех, кто был выставлен на трансфер. Обычно нужно было предложить хотя бы немного больше, чем «официальная» цена игрока. Кто предложит больше других, тот автоматически становился обладателем игрока. Когда играли несколько человек и больше одного из них претендовало на футболиста, желательно было как-то договориться, чтобы претенденты не «подсматривали», сколько предлагает другой. В противном случае, могло бы получиться, что каждый следующий игрок «перебивает» цену, скажем, на 1 фунт, что было бы, конечно, обидно и несправедливо.

Особенности стратегии

Что мы подметили, так это выгоду от возможности покупать «перспективных» игроков любого уровня. Перспективным считался тот игрок, уровень которого был равен, например, 3.9, 4.9, 5.9… Стоило «вырастить» его на одну десятую, как цена на игрока значительно возрастала. Можно было затем продать его и, таким образом, подзаработать. А деньги там было важно экономить. Без этого никак не «продвинуться».

В игре была возможность расширять стадион — за отдельную плату. Когда посещаемость матчей близка к 100%, это имело смысл, поскольку доход от домашних матчей мог возрасти. Ещё некоторые интересные функции: возможность переименовывать футболистов и команды (можно, скажем, всех обозвать дворовыми кличками, а команды сделать — хоть из русской, хоть из украинской, хоть из испанской лиги, хоть лекарствами обозвать!) и возможность переходить из команды в команду при наличии предложений. Обычно это получалось тогда, когда были хоть какие-то успехи. Ну, естественно, соглашаться стоило не на все предложения, чтобы не променять «шило на мыло». Когда мы подходили к высшему дивизиону, то чаще всего предлагали потренировать «Эвертон». И с тех пор это моя любимая команда в Англии.

Собственно, суть игры состояла в грамотной трансферной политике и правильном рассчёте тактики. То есть важно было оптимально сочетать количество защитников, полузащитников и нападающих. Наблюдение, которое сделали мы с братом: самый лучший вариант — поставить побольше полузащитников. Потом этот вывод подтвердился.

Источник: 90ie.ru
Автор: Кирилл Жихарев