В 90-е годы показывали самые лучшие мультфильмы. Ни до, ни после этого периода невозможно найти что-то столь же интересное, познавательное поучительное для детей. Категорично звучит? Не хватает слов «кажется» или «на мой взгляд»? Не торопитесь с выводом. Сейчас докажу утверждение в два счёта.

Конечно, можно сделать поправку на то, что тогда, в первой половине 90-х, не было (почти ни у кого) даже видеомагнитофонов, не то что DVD или Интернета. И поэтому мультфильмов ждали, их нельзя было просто так включить, по желанию. Однако показывали-то многое, а ждали дети именно их. А конкретно, хотелось смотреть старые добрые «советские» мультфильмы и лучшие примеры мультфильмов зарубежных – тех же «диснеевских», например. Но стоп. Причём тут Советский Союз к 90-м?

Здесь хочу всего лишь сделать анализ того, что мы смотрели в 90-х – без привязки ко времени создания мультфильма. Если отталкиваться именно от этого параметра, то выходит очень интересная комбинация: лучшие мультфильмы прошлого (периода, когда на первом плане были сценарий, идея – ко всему этому в Союзе относились действительно серьёзно) и первые мультфильмы периода стремительного технического прогресса – это было действительно Нечто.

Вспомните хотя бы любимчиков – отечественных Волка и Зайца из «Ну погоди!», а также «зарубежных» Тома и Джерри.

Ну погоди / Том и Джерри

Конечно, это не пример поучительности. Жанр этих мультсериалов можно определить как комедийные «догонялки» с бесконечными издевательствами более слабого соперника над более сильным. Но даже в этом жанре можно выделить вкус и безвкусицу. Скажем, если Волк или Том лезли куда не следует, то и получали за это. Подсознательно зрители настраивались на сопереживание – то одному герою, то другому. Однако эти мультфильмы, хоть и не лишённые сцен с весьма болезненными травмами героев, не поощряли, кажется, к насилию, а даже вызывали в какой-то мере сочувствие. Хочу заметить, что когда герои мультсериала «Том и Джерри» «помолодели» (в конце 90-х было какое-то непонятное изменение образа в сторону «уменьшения»), он стал на редкость пустым и бестолковым.

В качестве примеров «классики жанра» советской мультипликации по мотивам иностранных произведений можно вспомнить Вини Пуха и Пятачка и (в меньшей степени) «Трёх мушкетёров», в «роли» которых были собаки и кошки. Что самое потрясающее для меня, как советские сценаристы, режиссёры (и остальные работники, которые над подобными шедеврами трудились) ухитрялись сделать лучшую экранизацию определённых произведений всех времён и народов? И при этом это было нечто самобытное, уникальное, живущее как бы отдельно от литературного произведения.

Отдельная песня – мультсериалы Уолта Диснея. Их мы ждали по-особому. Даже когда мы играли во дворе в футбол, наши мамы кричали из окон: «Домой! Уолт Дисней представляет…». Показывали тогда, насколько помню, по две серии разного мультика. Сначала – «Утиные истории» плюс «Чип и Дэйл спешат на помощь». Потом – «Чудеса на виражах» плюс «Мишки Гамми». Первая пара казалась мне намного интереснее и умнее. Вспомним?

Утиные истории.


Утиные истории

Миллиардер Скрудж МакДак – весьма обаятельный, хоть и жадный персонаж, постоянно купался в золоте (его «фишка»), жадничал и растил племянников Билли, Вили и Дилли при помощи странноватой нянечки - мисс Клювдии. Временами возникали в сериале также старый добрый Дональд Дак и непонятно откуда взявшаяся внучка миссис Клювдии, Поночка. Где-то поблизости обитал глупенький пилот Зиг-Заг, обожавший попадать в авиакатастрофы, но всегда остававшийся после них живым.
Зиг Заг

Были там не менее интересные отрицательные персонажи: братья Гавс, Магика, Гломгольд и другие.
Магика

Чип и Дейл.


Чип и дэйл

Парочка бурундуков в рубашках и шляпах в компании с Рокфором, Гайкой и Вжиком только и ждёт пока в городе (населённом почему-то наполовину людьми, наполовину животными вроде котов, кротов, собак и т.д.) возникнут проблемы. Почему? Да потому что очень хотят поспешить на помощь. И вот ведь как забавно получается: они постоянно чудят, «тупят», лезут не туда, куда надо, но неизменно выходят победителями. Однако профессор Нимнул, кот Толстопуз и другие всё равно возвращаются в других сериях с очередными своими «гадостями».
Толстопуз

Хорошей находкой создателей считаю то, что у героев имеется неповторимый имидж: Чип – умный, Дэйл – глупенький, но потешный. Гайка «разбавляла» эту мужскую компанию своей серьёзностью и «гениальными идеями». Ну а Рокфор только и мог, что подводить свою команду необузданной страстью к сыру. «Сыыыыыыр», - кричал он, когда слышал искомый запах, а усы при этом вытягивались в струнку.
Рокфор-Сыыыыыыр

Да, это вам не пустые драки, стрелялки или сюжеты «ни о чем» типа сегодняшних «бакуганов» и «губкабобов». Там были содержательные сюжеты, неповторимый юморок и, конечно, поучительность.

Источник: 90ie.ru
Автор: Кирилл Жихарев