Когда распался Советский Союз, юмористам резко потребовалось сменить тему для шуток, потому как изменились темы, волнующие людей. И если, например, Геннадий Хазанов, заявил о «кризисе жанра», то Михаил Задорнов и многие другие просто воспользовались ситуацией, чтобы несколько обновить репертуар. Более того, шутить, по вполне понятным причинам, стали несколько смелее.

Что хочется заметить, говоря о юморе 90-х, так это бОльшую злободневность и остроту, в сравнении с юмором советского периода. Также сменились «ключевые» персонажи анекдотов. Если, по признанию того же Хазанова, в советские времена смеялись с «дефицита» на товары и разного рода «перегибов» существовавшего строя, то в 90-е юмор стал более конкретным, личностным, если так можно выразиться. Да, смеяться над тем, что всё есть, а денег купить это нет, мог позволить себе не каждый. Однако некоторые могли сделать это очень обаятельно. Вот, например, вполне приемлемая шутка Петросяна, которая мне запомнилась: «Раньше такого изобилия мы не видели. А сейчас ВИДИМ. (Пауза.) Мы в магазины, как на экскурсию, ходим».

Модно шутить было на тему политики. Частенько тех же КВНщиков обвиняли в излишней «заполитизированности» юмора. Однако стоит сказать, что это обстоятельство было вполне обоснованно интересом «общественности» к теме демократии, к именам российских политиков, которые и сами порой были смешны, а порой серьёзны настолько, что это было всё равно смешно.

Ещё одна популярная тема – это рекламные ролики. Конечно, мало кого могли оставить равнодушным Лёня Голубков и финансовые пирамиды, прокладки для «критических дней» и тому подобное. Один юморист, помнится, даже смешал в кучу «марсы», «сникерсы» и «тампаксы». А Ефим Шифрин порадовал зрителей мини-поэмой (что-то вроде белого стиха) о рекламе, где была, например, многозначительная фраза о батончике «Milky way»: «Коль оно в воде не тонет…»

Другая распространённая тема – новые русские. Этот класс внезапно образовавшейся в 90-х «буржуазии» волновал многих как всё новое. Конечно, кого-то – по банальной причине зависти, кого-то – по другим причинам. Но тема была интересная и забавная. В передачах (как, например, «Джентльмен-шоу») наглядно демонстрировались характерные особенности «Новых Русских»: малиновые пиджаки, золотые цепи, «распальцовка», специфичный сленг с «артиклями» «типа» и «конкретно».

Джентльмен-шоу

Первое слово в шутку называли неопределённым артиклем, второй – определённым, по аналогии с английским языком. В анекдотах же обычно они изображались либо как умные представители своего времени, либо как «тупые» и ленивые, либо же НР просто попадали в комичные ситуации. Вот пара примеров для «освежения» ностальгии.

*
На уроке в классе, где учатся дети новых русских, учительница просит:
- Детки, кто сегодня купил домашнее задание, пожалуйста, поднимите, пальцы!

*
Попал однажды новый русский на программу «Поле Чудес».
Через некоторое время после начала игры ему выпал сектор «приз».
В студию вносят «чёрный ящик», а Якубович начинает сразу же торговаться. Но НР неожиданно заявляет:
- Не хочу я ни денег, ни приза. Можно я вместо этого в микрофон свистну?
Якубович в шоке, но, подумав, разрешил.
НР сразу берёт микрофон и свистит, после чего отдает обратно. Якубович смотрит в ящик и достаёт ключи, объявляя:
- Вы только что «просвистели» автомобиль ВАЗ-2110!
- А на кой мне этот твой драндулет? – говорит, улыбаясь, НР. - Я вот вчера с Вованом на 600-й «МЭРС» поспорил, что на всю страну свистну.

Что весьма забавляло меня, - это «жизненность» таких ситуаций и шуток. И высокая степень реалистичности. Даже классическое имя «Вован», выбранное, возможно, просто как альтернатива «Вовочке», имело для меня значение, так как моего богатенького одноклассника звали именно так.

Можно вспомнить ещё появившиеся тогда юмористические сериалы. С особой ностальгией вспоминаю «Кафе Клубничка» - очень милый и добрый сериал.

Кафе Клубничка

Однако в этот период (и в этом сериале – одном из первых) использовалась довольно странная западная традиция – включать смех за кадром. Это как будто бы подсказывало недогадливому зрителю, когда надо смеяться. И традиция эта (к сожалению, я бы сказал) прижилась.

Вообще, пока у некоторых русских юмористов был «кризис жанра», было модно копировать западные передачи: всевозможные «Приколы» (то есть съёмки розыгрышей скрытой камерой) и журналы вроде «Каламбура» какое-то время нам нравились, хотя позднее, надо сказать, приелись.

Каламбур

И, кажется, что это хорошо. Российский юмор уже стал более самобытным. И всё же юмор 90-х тоже вспоминаю с особой ностальгией.

Источник: 90ie.ru
Автор: Кирилл Жихарев