Конечно, всевозможные попытки составить рейтинг популярности передач всегда несколько субъективны. Ну как можно определить, скажем, какие передачи больше любят? В каких единицах можно измерить степень привязанности к передаче, уровень приятных эмоций, от неё испытываемых?.. И всё же здесь я попробую сделать небольшой обзор, анализ существовавших в 90-е передач, которые значили много не для одного человека. Остановлюсь, опять же, на самых значимых для меня.

«Гладиаторы».

Гладиаторы / Gladiators

Вообще, до сих пор какое-то необычное чувство при воспоминании об этом проекте. Да, это был зарубежный проект, просто «раскрученный» у нас и одно время ставший «любимцем» тогдашней «школоты». До сих пор помню, как говорил другу: «Такого я никогда не видел!» В самом деле, продумано шоу было неплохо: соревновались, напомню, игроки, которым мешали гладиаторы из разных стран. Соревнования, в основном, были на ловкость и «соображалку»: грубой силы применять не требовалось. У гладиаторов были своеобразные прозвища – что-то похожее на современные компьютерные «ники». От России, помню, участвовали гладиаторы Динамит и Спартак. И если второй разве что высотой и прозвищем запомнился, то первый (Владимир Турчинский) был действительно одним из сильнейших.
Динамит (Гладиаторы)

В шоу имели место и несправедливость: иногда судьи выступали против «придумок» гладиаторов, порой имела место национальная рознь: «наших», как обычно, «засуживали». Но насколько же увлекательно было продумано действо и схема определения победителей!

Среди подобных проектов, причём в тот же период, выделялось французское шоу под названием «Ключи от форта Боярд».

Ключи от форта Боярд

Участникам (по 6 в каждой команде) на пути к своей цели (получение заветных ключей) нужно было за 40 минут преодолеть множество испытаний. Испытания эти были на силу, на ловкость и даже на смекалку (загадки старца Фура – весьма интересное препятствие). На каждое отдельное испытание-задание тоже давалось строго определённое время. Те, кто не успевал выполнить задание или не мог, становились пленниками. Кстати, то, что мы видели в 90-х, - это перевод чисто французского шоу. Потом, как, наверное, известно многим, стартовал и российский проект, который хронологически вышел за рамки интересующего нас периода.

Из интеллектуальных шоу несомненными лидерами были «Что? Где? Когда?» и «Брэйн ринг». Но о них мы говорили в другой статье. Вспоминаются также «Звёздный час» (для детей), «Умники и умницы» и «Шоколадная сказка» (возможно, эта игра была известна лишь украинской аудитории, однако у нас она была популярна и известна). Что хочется сказать здесь: шоу того времени действительно побуждали «сознательную» часть аудитории учиться и думать, что в значительной мере выделяет их среди современных аналогов (вроде всяческих шоу с блондинками).

Можно вспомнить ещё и псевдо-интеллектуальные шоу вроде «Поле чудес», которое со времён Якубовича (он стал ведущим проекта в 1991-м, после Листьева) стало больше похоже на развлекательное шоу, игру нервов и… случая. (К тому же, игра вышла далеко за рамки 90-х, хотя, по правде сказать, уже не вызывает приятных чувств.) К этой же категории я бы отнёс и игру «Пойми меня», где участвовали две команды по пять человек. Одна команда была победителем предыдущей игры, а другая - «новичком». В течение трёх «динов» они соревновались в игре ассоциаций. Побеждала команда, набравшая в итоге больше очков.

Однако «развлекалку» «Угадай мелодию» (именно в первозданном виде, с Валдисом Пельшем в качестве ведущего) я любил очень сильно.

Угадай Мелодию

Искрометный юмор со стороны ведущего, одетого как «цирковая лошадь с бубенчиками» (и ведь это был «правильный» имидж в данном случае!), развесёлая атмосфера, увлекательная борьба между знатоками музыки – это было чем-то уникальным по тем временам. Здесь уж не нужно было быть семи пядей во лбу, чтобы представить себя на месте участников и даже помечтать о том, с каким успехом мы могли бы выступить на передаче.

И ещё немного о музыке. Хотя я и не относил себя к отъявленным меломанам, но о программах «МузОБОЗ» и особенно – «Утренняя звезда» - представление имею.

Утренняя звезда

Последняя из названных программ (с Юрием Николаевым) была своего рода прообразом современных «Фабрик звёзд» и прочих. Это светлое время вспоминаю с особой ностальгией потому, что тогда дети старались проявить себя именно с вокальной стороны. Тогда не имела такого большого значения внешность, имидж и прочая мишура.

Конечно, передачи 90-х можно вспоминать ещё долго. Однако этого небольшого экскурса достаточно, чтобы понять: где-то там мы потеряли нечто очень интересное и загадочное.

Источник: 90ie.ru
Автор: Кирилл Жихарев