Когда я работал в редакции детской газеты, в первой половине двухтысячных, моя сотрудница обратила внимание на изменения в имидже популярной тогда ещё певицы по имени Земфира. Она написала в одном из своих материалов на музыкальную тему: «Испопсилась Земочка, испопсилась…»

И ведь правду сказала моя сотрудница. Со временем многие песни этой мега-популярной исполнительницы стали больше похожи на конъюнктурную поп-музыку. Однако преуменьшать её заслуги перед миром шоу-бизнеса я тут не собираюсь. Просто это было плавное вступление к тому, что Земфира в 90-е (в основном, в конце данного периода) — это было действительно имя, которое нельзя не уважать.

«Хочешь?..» - вспомним про Земфиру

Земфира всегда ассоциировалась у меня с качественной и актуальной музыкой. Это сильный, «живой», голос. Нельзя отрицать в её случае грамотные действия продюсеров. На самом деле, это также и плод сильной, качественной раскрутки. Земфира стала популярной за очень короткое время, её песни крутили на радиостанциях, а клипы показывали по многим телеканалам.

В чём же секрет успеха певицы, полное имя которой – Земфира Рамазанова? Почему в 90-е годы мы с таким воодушевлением слушали, как она сокрушалась по поводу наличия у её партнёра СПИДа, или как она убьёт «соседей, что мешают спать»?.. Почему не возмущались немного странноватыми рифмами вроде «тоже-тоже», «влипли-прилипли»? И не слишком негодовали по поводу весьма своеобразных текстов, где незримо (а порой — и ощутимо) присутствовала тема наркотиков?

Пожалуй, всё очень просто. Даже проще, чем может показаться. Просто публика, замученная рамками советизма, сильно истосковалась по настоящему року. Качественный, хотя, возможно, и немного старомодный рок – вот как можно определить направление певицы. Был в её песнях даже лексикон молодёжи того времени. И, конечно, актуальные и злободневные тексты. Даже песни о любви у Земфиры были крайне нестандартными. А насчёт актуальности песен — вспомните хотя бы «У тебя СПИД. И значит, мы умрём…»

Скачать Flash Player чтобы увидеть wordTube медиа проигрыватель.

Многим из нас нравилось слушать эту певицу, слушать её музыку, а не просто смотреть на смазливую мордочку, как это часто бывает, когда подростки слушают песни в исполнении представителя противоположного пола. Помню, что во время пика её популярности даже я — вообще не любитель музыки — купил себе аудиокассету с песнями Земфиры.

Земфира — это татарское слово, в переводе, предположительно, означает «непокорная». Хотя я слышал, что якобы это имя означает «зима». В таком случае, казалось, логично, что она пела: «Я живу от зимы до зимы. Мы с ней, видишь ли, тёзки…»

Родилась она в 1976-м году в Уфе. Мама Земфиры — коренная башкирка, папа — чистый татарин. Склонности к музыке и стихосложению проявлялись у неё с самого детства. Она часто выступала в клубах, окончила музыкальную школу… В общем, в её биографии есть всё, что полагается иметь такой знаменитости.

Один эпизод, который показывает её гордый (непокорный, как того и требует имя) характер. Как-то раз Земфира Рамазанова выступала в клубе, где её кто-то попросил спеть «Мурку». Ну наши есть наши! Земфира отказалась. Она не хотела петь то, что ей не нравится. В ответ заказчик едва не пристрелил её. К счастью, он попал в ухо.

Да и продюсера Земфира искала довольно долго, поскольку не хотела платить много денег за раскрутку. К счастью, ей попался Илья Лагутенко, который и взял её под свою опеку. А что — и стиль песен в чём-то даже схож. Как принято говорить, они нашли общий язык.

Помню, что многие из её песен оставались для меня загадкой. Примерно, конечно, направление можно было уловить, но до конца уразуметь, что она хотела сказать теми или иными песнями, было сложновато. И как-то я вполне серьёзно «расшифровывал», что она имела в виду, например, вот здесь:

Она читает в метро Набокова,
я сижу около,
верёвочки связаны,
маме доказано
самое главное-е-э…

Уверен, что многие её тексты не понимали. Но слушали с удовольствием. И, наверное, стыдно было в своём непонимании сознаться. Кстати говоря, по-моему, это признак класса исполнителя. Вот так-то.

P.S. В статью включено кое-что из репертуара 2000-го года, который тоже входит в 90-е, как 20-я бутылка — в первый ящик (это для наглядности).

Источник: 90ie.ru
Автор: Кирилл Жихарев