Наконец, 90-е. В 1991-м появилась игра «1st Division Manager», которая стала лидером продаж в Англии, хотя не имела выдающихся особенностей, кроме разве что дизайна. Зато «Multi-Player Soccer Manager», о котором я писал чуть раньше, действительно оказался очень привлекательным менеджером, правда, сосредоточиться в нём надо было лишь на функциях менеджера. Помочь футболистам в процессе было нельзя – после подготовки к матчу, можно было только смотреть результаты. Зато было интересно посостязаться вчетвером.

В 1992-м году футбольные менеджеры переселились дружно на ПК. Графика, скорость обработки информации – всё это увеличилось несказанно. Одно из доказательств тому – «Championship Manager». Графика и звук, что удивительно, не были самыми современными, акцент делался на реалистичность игры. Всё те же четыре английских дивизиона, плюс новые кубки, международные чемпионаты. Появились также статистические показатели команды и средний рейтинг каждого игрока.
«Match of the Day» – ещё один продукт, произведённый в 1992-м году, - отличался именно красивой графикой. Да ещё разве что разговорами: с тренерами, со скаутами, с персоналом клуба… В общем-то, не самый хороший был вариант.

Однако «Премьер Менеджер», созданный в этом же году, превзошёл все ожидания, поскольку порадовал скаутингом, наличием спонсоров, улучшением стадиона, отлично налаженной схемой соревнований и очень большой базой игроков. Эти компоненты сделали данный симулятор лучшим на то время.

Очень разочаровала выпущенная в тот период третья версия игры «Football Manager». Она полностью перечеркнула все заслуги и достижения предыдущих частей. Кажется, что в «обложку» создатели вложили больше сил, чем в саму игру.

Championship Manager ′93, который вышел позже, изменился только тем, что увеличил базу игроков. Но ещё появились так называемые «читеры», то есть игроки, которые переходили к вам за копейки, но играли нередко лучше остальных. Они могли стать для менеджера своего рода спасательным кругом. И наличие этого нововведения оказалось для игрушки «визиткой». Из-за него игру полюбили.

«Premier Manager 2» (1993) сделали популярной тщательные настройки тактики и индивидуальных действий игроков. А ещё в этом году вышли «On The Ball: World Cup/League Edition» и множество других, менее достойных нашего внимания. Да, собственно, футбольные симы стали появляться с этого времени как грибы после дождя.

1995-й год стал отправной точкой для новой эры футбольных менеджеров, которые уже больше походили на современные шедевры компьютерной индустрии. Отличная графика, несколько иностранных чемпионатов. Правда, подгружать можно было только один. Были здесь даже аудио-комментаторы. Игру до сих пор любят очень многие в России. Тогда её частично переводили на русский язык.

Игра «Championship Manager» (97-98) стала в Британии 1997-го года лидером продаж. Она имела множество интереснейших находок и нововведений. Среди них можно отметить, скажем, редактор базы, девять (!) лиг, где можно было играть, наличие правил в каждом чемпионате, существенно доработанные турниры международного характера, включая даже соревнования молодёжных сборных. Дизайн игры уже очень-очень напоминал сегодняшние менеджеры. И если всё перечисленное ниже можно считать разве что «звеньями» в цепи эволюции «обезьяноподобных» менеджеров, то эта игра была уже настоящим «прародителем» - Адамом и Евой в одном лице.

Дальше уже пошёл прогресс цивилизации, который нас тут не особенно интересует. Да, безусловно, «Championship Manager 3» (1999), а также последовавшие за ним обновления – всё это, конечно, было новой ступенькой реализма. Однако есть у меня какое-то странное чувство, что с таким изобилием информации и функций, в которых разобраться можно только играя всю жизнь дни и ночи напролёт, с таким количеством «наворотов» футбольные менеджеры будто потеряли частичку своего несравненного обаяния, свойственного тем, которые я знал по 90-м годам.

Источник: 90ie.ru
Автор: Кирилл Жихарев